8-918-043-34-90 связаться с экологом

Экологический контроль


Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Различаются следующие виды экологического контроля: государственный, производственный, общественный.

Какие органы осуществляют государственный экологический контроль и каковы их полномочия?

Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами общей компетенции, а также специально уполномоченными органами Российской Федерации и ее субъектов. Важнейшими их них являются Государственный комитет РФ по охране окружающей среды Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы на местах.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке:

  • посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
  • проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
  • выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;
  • устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
  • назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;
  • требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
  • привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
  • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Как осуществляется производственный экологический контроль?

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, организации. Он имеет задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона "Об охране окружающей природной среды".

Как осуществляется общественный экологический контроль?

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Его задача - проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом "Об охране окружающей природной среды", законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях. 

 Общественный экологический контроль направлен на реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения экологического законодательства. Осуществляется контроль общественными объединениями и гражданами. При этом общественному объединению для осуществления контрольной деятельности не обязательно нужно быть зарегистрированным в установленном порядке в качестве юридического лица. Однако при этом в случае отсутствия государственной регистрации юридического лица некоторые контрольные функции будут недоступны (например, проведение общественной экологической экспертизы).

Общественный экологический контроль регулируется ЗК РФ, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372, и др.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения вправе обращаться в компетентные органы власти с обращениями об обстоятельствах и фактах, создающих угрозу окружающей среде; предъявлять требования об отмене решений о проектировании, строительстве, эксплуатации объектов, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и др.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации предусматривает в обязательном порядке проведение общественных слушаний по реализации объекта экологической экспертизы.

Производственный экологический контроль осуществляется в процессе хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов. Данный вид контроля носит прежде всего предупредительный характер. Субъект хозяйственной деятельности в целях соблюдения установленных законом экологических требований создаст соответствующие структурные подразделения, разрабатывает и принимает соответствующие локальные нормативные акты, определяет ответственных должностных лиц. При этом к ответственным должностным лицам (работникам) за несоблюдение локальных нормативных актов и, как следствие, трудовых обязанностей могут применяться меры дисциплинарных взысканий, а в случае выявления соответствующих нарушении органами государственного экологического надзора – меры административной ответственности.

Государственный экологический надзор

Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований экологического законодательства.

Государственный экологический надзор осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ и включает в себя государственный надзор за использованием и охраной недр, государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов и др.

На федеральном уровне экологический надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. На региональном уровне – компетентные органы государственной власти субъектов РФ.

ВАЖНО!

Экологический надзор осуществляется посредством проведения проверок в целях пресечения, устранения последствий выявленных нарушений и систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований участниками экологических отношений.

Порядок организации и проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании составленного ежегодного плана проверок. Трехлетний срок исчисляется либо со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо со дня окончания последней плановой проверки. Внеплановые проверки проводятся по истечении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, при поступлении обращений, сведений о нарушении экологического законодательства.

По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с выводами и фактами, указанными в акте, а также при несогласии с предписанием об устранении выявленных нарушений вправе в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в надзорный орган свои возражения в письменной форме.

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

Представляется необоснованным включение в систему экологического контроля государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение – самостоятельная функция государственного управления охраной окружающей среды. Причем в отличие от государственной экологической экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг – пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.

 

29.10.2018





Условия лицензионного соглашения: